Неисправности вентилятора в JAC N120 и КАМАЗ Компас12, их устранение
Китайский производитель запустил одну из своих передовых моделей — JAC N120, примерно в это же время КАМАЗ разработал новинку — Компас12. Применение одних и тех же составляющих, например, двигателя Cummins ISF3.8, породило ситуацию, когда детали одного можно заменять запчастями другого. Это касается и вентилятора — одного из узлов, входящих в систему охлаждения. Вентиляционное устройство усиливает действие жидкостной системы, доставая и до мест, куда ей попасть затруднительно. Есть и компоненты, которые запрещено охлаждать жидкость, к ним относится, например, электроника, от попадания влаги она просто выйдет из строя. Здесь ситуацию спасает вентилятор. В статье мы подробно рассмотрим влияние этого узла, пройдёмся по конструкции и уделим внимание неисправностям, обозначив их причины и признаки. Также подскажем, как их устранять, указав последовательность действий при замене. В заключение обозначим профилактические меры, чтобы вентилятор работал дольше.
Как устроен вентилятор
Вентилятор в ДВС напоминает бытовой, но имеет свои особенности, он мощнее и увеличен в параметрах. Необходимость в его применении обусловлена сверхвысокими температурами, это, в свою очередь, происходит из-за сгорания ТВС в спецкамерах, усиленного действия механизмов, высоких скоростей. Охлаждающая система значительно сбивает этот градус, но не везде есть возможность её проложить, до таких мест дотягивается вентиляционный обдув, помогает он охлаждать и электроприборы, для которых влага губительна. Всё это в комплексе позволяет составляющим мотора действовать в штатном режиме, но возникающие неисправности требуют немедленного решения, что касается и вентилятора.
В состав обязательно входят:
- крыльчатая часть, состоящая из скреплённых воедино лопастей;
- приводной механизм;
- вязкостная муфта, она позволяет переключать обдув с медленного на быстрый и обратно, есть и промежуточный режим;
- шкив, он нужен для поворотов.
Крепление обычно осуществляется болтами, предусмотрен кронштейн. При увеличении температуры растёт и интенсивность обдува, что обеспечивается резьбовой втулкой, закрепляемой к опоре у вискомуфты. Потом интенсивность снижается, это экономит ресурс устройства. Есть два варианта приводного механизма в двигателях, это либо электромеханизм, либо ремневой с пропуском силового импульса. Защитную функцию имеет кожух.
Почему возникают неполадки?
Неполадки вентилятора в Джаке возникают, в том числе, и по причине усиления нагрузок, поэтому не следует включать вентилятор без надобности. Кроме того, сказывается высокотемпературный режим, устройство может перегреваться. Неисправностью считается не только ситуация, когда вентилятор не включается вовсе, это может быть связано, например, с отошедшими контактами, тогда ситуация поправима. Гораздо сложнее, когда он не может выключиться, а замечается это не сразу. Такой беспрерывный режим неизбежно приводит к полной поломке вентилятора, а без обдува может перегреться и мотор.
На устройство давит воздушный пресс, оно вынуждено функционировать в таких условиях, на это тоже уходят заложенные ресурсы. Влияет и химия, она разъедает поверхности и внутренности составных частей вентилятора, страдает и теряет способность к сопротивлению, а также крепкость, металл, опасна также ржавчина, образующаяся от попадания влаги, именно поэтому важно менять защищающие узлы прокладки и уплотнители.
Многое зависит от смазки, она осуществляется моторным маслом, но сам состав должен иметь высокое качество. Для Джака есть разработанное самой компанией масло с этим наименованием, Cummins рекомендует собственное Вальволайн. Но в любом случае состав должен быть оригинальным, высокосортным. Кроме того, должен нормально функционировать высокопроизводительный насос, контур не должен иметь протечек.
Если же та же вискомуфта не получает необходимую смазку, то со временем она теряет работоспособность, её заклинивает.
Механические повреждения приводят к сходу с позиции, при падении вентилятор может разбиться, от него отлетают элементы, он раскалывается. Даже если последствия не так фатальны, наклоны и люфт приводят к неверной регуляции устройства, обдув идёт не в нужную сторону, а нуждающиеся в нём детали остаются без него, перегреваются и выходят из строя. Чтобы минимизировать этот риск, следует придерживаться аккуратного стиля в поездках.
Как обнаружить неисправности?
Если обдув деталей отсутствует вовсе или оказывается сниженным, значит, вентилятор следует отремонтировать или заменить, потому что игнорирование этой проблемы приведёт к перегреву силового агрегата и его выходу из строя, учитывая взрывоопасность, дело может принять и трагический оборот.
Внимание к вентилятору обычно проявляют по причине разрушения его частей — отвалилась крыльчатка, из-за отсутствующей или сломанной вискомуфты не получается включить устройство, произошло падение, результатом которого стал развал на части и т.д. Но, как уже говорилось, чрезвычайной ситуацией является и отсутствие возможности выключить вентилятор, ведь не будете вы каждый раз обесточивать все приборы и узлы, чтобы добиться этого.
Частично обнаружение неисправностей возможно при тщательном и систематическом осмотре устройства, например, заметив масло, которое застыло, особенно в большом объёме, можно заподозрить снижение продуктивности вентилятора, ведь именно эти посторонние включения будут мешать ему.
Недостаток охлаждения тоже сказывается на рабочих характеристиках вентиляционного механизма, следует контролировать и уровень, качество ОЖ, не допускать утечек, своевременно ремонтировать и менять насос. Случается, что вентилятор отключается из-за сработавших предохранителей, их можно просто заменить новыми.
Когда привод имеет ремень, он тоже нуждается в замене, ведь со временем эта деталь треплется, недостаточно натянута или наоборот, слишком вытянута. При обрыве проводов их заменяют, не следует пытаться их замотать или склеить.
Ремонтные мероприятия
В случае поломок вентилятор проще всего поменять, потому что ремонтные мероприятия будут носить краткосрочный эффект и обойдутся недёшево, но иногда, тем более в случае небольших неисправностей, они возможны. Случается ведь, что нужно просто дотянуть до какого-либо населённого пункта, также бывает, что есть решение заменять мотор или проводить «капиталку», а до этого времени можно обойтись ремонтом устройства.
Одним из таких решений является обновление вискомуфты, часто меняют и крыльчатку, шкив. Такие меры позволяют временно улучшить ситуацию, но иногда приходится обновлять по очереди несколько механизмов, купить новый вентилятор оказывается ненамного дороже поочерёдных замен составляющих.
Отдельно посоветуем уделить внимание клапану, который нуждается в своевременной прочистке, после этого вентилятор может перестать самопроизвольно отключаться. Речь идёт о межконтурном клапанном механизме системы охлаждения.
Как заменить?
Процесс замены вентилятора в силовом агрегате Cummins ISF3.8, установленном в JAC N120 и КАМАЗ Компас12, можно разделить на демонтажную и монтажную стадии.
Первая включает в себя:
- отсоединение проводки с минуса АКБ;
- снятие ремня привода дополнительных устройств;
- демонтаж вентиляторного кожуха;
- уборку элементов крепежа — сворачивание четырёх болтов.
Заключительным этапом демонтажа является снятие самого вентилятора с проставкой. Устройство нельзя держать за лопасти, даже если они вам не нужны, во избежание травм и падений на другие узлы. После этого желательно демонтировать шкив и ступицу, отвернув предварительно болты, так как они наверняка нуждаются в замене.
Монтаж производится в порядке, обратном описанному. Болты крепежа самого вентилятора затягиваются под 10, 43 или 77 Нм, в зависимости от того, применяются М6, М10 или М12. Ступица крепится под 33 Нм. Если место посадки вентилятора загрязнено, его прочищают.
Профилактические мероприятия
Профилактические мероприятия с вентилятором в JAC N120 и КАМАЗ Компас12 связаны с теми, что проводятся и в отношении других узлов, их нельзя отделить друг от друга, так как в интенсификации охлаждения вентиляционным обдувом нуждаются все составляющие мотора. Это означает, что вентилятор нужно осматривать, как минимум, еженедельно, присматриваясь и прислушиваясь к его работе. Он должен получать положенные охлаждение и смазку, контролируйте качество ОЖ и моторного масла, пользуясь рекомендуемыми составами.
По возможности, проведите замену проблемных составляющих устройства уже через год эксплуатации. При этом используйте только оригинальные запчасти, их вы можете приобрести у нас, мы имеем дистрибьютерский статус Джака, на них действует гарантия производителя. Не заменяйте также детали самостоятельно изготовленными подобиями, даже на отдельных участках дороги, это может существенно сказаться на других составляющих СА. Помните, что вентилятор должен включаться при достижении 96 градусов по Цельсию в ОЖ. Не допускайте ослабления и сбитой резьбы на болтах. Если погнулись лопасти, не пытайтесь их выправить самостоятельно, обновите или лопасти, или всю крыльчатку.
Заключение
Вентилятор в ДВС Cummins ISF3.8, который устанавливается на JAC N120 и КАМАЗ Компас12, является важным компонентом, интенсифицирующим систему охлаждения, без него риск перегревов в моторе многократно возрастает, поэтому при неполадках их нельзя игнорировать, следует провести ремонтные мероприятия или заменить устройство. Здесь мы рассказали о конструкции вентилятора, указали признаки неисправности и способы их устранения, из которых главным является обновление устройства. Типовая технология, описанная в статье, поможет сделать это, не повредив вентилятор и другие узлы. В материале мы рассказали и о профилактических мероприятиях, которые помогут продлить жизнь вентилятора и мотора в целом.
Запчасти, которыми мы торгуем, подходят и к продукции JAC, и на КАМАЗ серии Компас, потому что в них используется один и тот же двигатель. Приобретая их у нас, вы можете быть уверенными в подлинности поставляемых деталей, организована доставка по российским регионам и некоторым странам СНГ.